СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ШЕЛОВ
Родился 28 марта 1946 года в г. Железнодорожном
(ныне – Лысьва), Коми АССР.
Окончил Московский государственный университет им. Ломоносова по специальности «Лингвист – специалист в области структурной и прикладной лингвистики».
Доктор филологических наук.
Владеет английским и французским языками.
Автор многих статей, монографий и книг по лингвистике.
ИЗ ИНТЕРВЬЮ С.Д. ШЕЛОВА ВГТРК «ПОДМОСКОВЬЕ»
Вопрос: Сергей Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, об Институте языков и культур имени Льва Толстого? Как и когда он был создан?
Институт был создан в 1994 г. по инициативе Никиты Ильича Толстого (выдающегося лингвиста, слависта, академика, первооткрыватель целого направления – этнолингвистики и правнука великого писателя) и другого толстовского потомка, профессора, доктора филологических наук Ильи Ильича Толстого. Институт был задуман как продолжение лучших, еще дореволюционных, традиций российского образования в гуманитарной сфере.
Первым ректором Института был академик Академии образования Алексей Алексеевич Леонтьев. Последние 5 лет Институтом руководит Ма-рина Дмитриевна Тихонычева.
Разумеется, Институт имеет лицензию и аккредитацию. Сейчас в Инс-титуте три факультета (факультет иностранных языков, факультет культурологии и факультет международных и региональных отношений). Кроме обычных трех форм обучения (очная, заочная и вечерняя), есть у нас и обу-чение в воскресных группах, и дистанционное обучение.
А вот изучаемых языков значительно больше. Это европейские языки, которыми превосходно владел Толстой – и английский, и немецкий, и французский, а также испанский и итальянский. На Восточном отделении изучают турецкий, китайский и другие восточные языки.
Специализации: перевод и переводоведение, культурология и регионо-ведение. Таким образом, мы готовим переводчиков, специалистов-культурологов и специалистов широкого профиля по культуре страны изучаемого языка, специалистов-регионоведов.
Но главный, так сказать человеческий принцип работы Института, – это сохранение Толстовской традиции в отношении к совсем юным нашим согражданам и к молодым людям, в верности памяти великого писателя. Именно поэтому при Институте имеется Детская академия, которая провела несколько историко-литературных балов для старшеклассников и, в частности, “Первый бал Наташи Ростовой” в Государственном музее Толстого. В ближайшее время в музее-заповеднике “Измайловский остров” пройдет выставка рисунков по произведениям Льва Толстого “Война 1812 г.”.
Институт учредил Толстовское общество, которым руководит ректор Института. Институт проводит семинары с учителями школ по педагогике Толстого. Ориентируясь на педагогические принципы Толстого, мы много работаем со школьниками, регулярно устраиваем олимпиады для них по разным предметам, у нас есть и подготовительное отделение и курсы иностранных языков и другие формы работы со школьниками.
Студентам за годы обучения предлагается писать курсовые по различ-ным темам, которые можно было бы обозначить как “Толстой в современ-ном мире”, что, кстати сказать, очень естественно, во-первых, потому что Толстой прекрасно знал европейские языки, во-вторых, как Вы, наверное, помните, огромные куски его романов содержат значительные фрагменты на иностранных языках (посмотрите, например, объем французского текста в “Войне и мире”) и, в-третьих, потому что Толстой десятки раз переводился и издавался на Европейских языках и поэтому его переводы должны быть профессионально интересны будущим переводчикам, лингвистам, культурологам.
Но, конечно, стремимся мы и пропагандировать литературное и, я бы сказал, “человеческое” наследство гениального Толстого. Институт выступает инициатором целого ряда событий и мероприятий, связанных с его деятельностью. К их числу можно отнести и различные выставки, встречи и научные конгрессы, которые Институт раз в два года проводит совместно с Государственным музеем Льва Толстого, начиная с 2004 г., когда состоялся Первый международный конгресс, и заканчивая 2008 г., в сентябре ко-торого состоялся Третий толстовский конгресс.
Вопрос: Сергей Дмитриевич, несколько слов о 3-м толстовском конгрессе, который состоялся в этом году и о его особенностях.
Действительно по инициативе нашего Института и совместно с Госу-дарственным музеем Толстого 12 – 14 сентября этого года был проведен тре-тий Международный толстовский конгресс. Учитывая многогранность лич-ности Толстого здесь были доклады и по философии, и по педагогике, и по культурологии, и, конечно, по литературоведению.
Я бы мог дать довольно подробную статистику этого конгресса, в котором одних докладчиков участвовало около 80 человек из различных стран мира (включая, скажем, Японию и Корею) и из 20 регионов Российской Федерации), причем участники конгресса были и из академических инсти-тутов, и музеев, и университетов, и библиотек, и школ. Но статистика – вещь сухая и скучноватая. Поэтому скажу только, что отличия последнего конгресса от предыдущих заключается, во-первых, в больших его масштабах. Больше участников, шире и тематика конгресса. Например, на последнем конгрессе было несколько докладов, которые можно было бы подвести под рубрику “Толстой и Восток” и которой не было на предыдущих научных мероприятиях. Вот только некоторые конкретные темы выступлений: Лев Толстой в корейской литературе, Древнекитайская философия в России: Лев Толстой и Лао-цзы, “Великое учение Конфуция” в сборниках афоризмов Толстого. Хотя интерс Льва Толстого к восточнйо философии, восточной культуре известен его исследователям, такие выступления особенно ярко показывают планетарный масштаб личности Толстого.
Во-вторых, прошедшему конгрессу предшествовала встреча всех в музее А.С. Пушкина многочисленных потомков Льва Николаевича Толстого, разбросанных по всему миру. Наконец, в-третьих, следует отме-тить и рост числа так сказать “толстовских площадок”, ведь сейчас (этого могут многие слушатели не знать) только в Москве есть три места, где память русского гения отмечена музейными экспозициями – на Причистенке, д. l1, в Хамовниках и на Пятницкой улице. А совсем недавно был открыт и музей в Липецкой области, в Астапове, где оборвалась жизнь писателя. Может быть поэтому и программа конгресса носила не только академический характер докладов и выступлений, но и посещений участниками конгресса одной из таких площадок в Москве, в Хамовниках, просмотра кинофильма “Тайны стальной комнаты” (авторы фильма канал “Культура” и Государственный музей Толстого). Кроме того, растет интерес и к педагогическим пред-ставлениям Льва Толстого, к тому, что можно было бы назвать толстовской философией образования, и на конференции, особенно на секции педагогики заинтересованно выступали учителя школ, обсуждая опыт использования педагогических идей Толстого в наши дни. В частности, именно на конгрессе многие узнали о создании в центре Москвы Толстовской школы, в которой сегодняшняя школьная жизнь вписывается именно толстовские пред-ставления о человеке, о детстве и юности, о роли Учителя в жизни человека.
Вот, по-моему, то, что отличает недавно прошедший конгресс от предыдущих.
На главную
Напишите мне
|